В прошлой части (http://aleks1966.livejournal.com/1557423.html) мы остановились на том что на рубеже 2000 основные производители масел стали активно заменять чисто синтетические и полусинтетические масла на масла 3 группы (якобы синтетические) и смеси 2 и 3 групп (якобы полусинтетические).
Современная химия сделала крупный шаг вперед. То что нефтеная основа мерзнет, не беда - добавим противозамерзающих присадок (зимнюю солярку ведь научились делать?) Современное масло - это некий химический суп, где доля присадок может составлять от 15 до 40%, в зависимости от требований допусков производителей. А как любой суп, очень большое значение имеет хорошая смешиваемость и растворимость.
Здесь необходимо осознать, что в 2000-х произошел не только технологический "переворот", но изменилась повсеместно и культура бизнеса. Вы наверняка заметили, особенно в последнее время, как резко и повсеместно упало качество выпускаемых товаров? И это не случайно...
В производстве власть захватил Wall Street... Маркетологов сменили Пиарщики. Теперь нужно чтобы все увеличивали постоянно прибыль. А значит снижали затраты и увеличивали продажи.
Вот и пошла массово система: где продаю, там и произвожу!
Массово крупные корпорации избавлялись от своих старых заводов (переходили на OEM) и вкладывались в рекламу.
Пример:
В Ижевске дальнобойщики в 2008 году покупали 200литровую бочку грузового масла Лукойл 15w40 за примерно 200 евров, тоже масло (Пермский Лукойл) с лейблом Shell обходилось уже в 360 евро. На возмущение водителей что даже по бумагам (спецификации) нет никакой разницы, деньги вернули и...через пару недель доставили такую же бочку с Финского завода Shell по... 622 евро. :)
Другой пример.
В Питере находилось небольшое производство судовых масел BP. Небольшая площадка, где расфасовывались масла BP. Некоторое время назад фирма BP поглотила известный бренд Castrol.
Фокус: опа опа, хлоп и ... та же компания пишет на своих бочках славное имя Castrol, что позволяет не меняя технологий влегкую заработать чуточку большую прибыль.
То же самое произошло с поглощением BP немецкого бренда ARAL.
Теперь несколько важных моментов для понимания зачем это делается.
В инете ходила утка запущенная международными крупными брендами, о том что интегральные компании, имеющие все от добычи нефти до переработки ВСЕГДА делают лучшие масла. Так вот судите сами.
Качество базовых масел довольно сильно зависит от исходной нефти. И независимые производители всегда имеет возможность выбирать лучшие базовые масла. Особенно когда используются и синтетические основы, которые производят совсем не нефтяные компании. Наприме 40% ПАО основ в Европе делает Несте. А вертикально ориентируемые корпорации заинтересованы в максимально полном использовании своего собственного сырья. Помните, Wall Street, как дамоклов меч над руководством концернов.
Отсюда и взят принцип: где продаешь там и производи!
Это сокращает расходы на логистику и прочие затраты. Ну а качество...Ну что значит качество, мы же бренд! Дадим больше рекламы! Несколько лет например автосервисы на севере России жаловались на отвратительное качество Castrol поставляемое кстати после объединения с BP. И только через 2 года руководство компании пообещало "сменить " формулу, тем самым признав проблему. И это общая проблема а не только этого бренда. Кстати , одна из причин проблемы с маслами в СТО - масла в 200 л бочках при длительном хранении расслаивались.
В разговорах с иностранцами -менеджерами часто в глазах стоит удивление, что вы русские такие придирчивые. Например один из Бельгийских директоров как то сказал: у нас мол в Бельгии все просто, покупатель не задает вопросов-что сервис зальет то он и потребляет.
Так как даже в Европе качество исходного сырья разное на разных заводах, то и "одно и то же" масло в разных странах может отличаться. Один из моих знакомых- работает более 20 лет как дилер Мобил 1. Он рассказывает, что в начале 90-х застал еще поставку Мобил1 с Бельгийского завода. Но потом их переключили на Финский (догадываетесь на каком сырье работают финны?) - так потребители потребовали вернуть бельгийское масло, но политика "партии" превыше всего. Сейчас Мобил поставляют с Южной Европы (Турция, Греция) -на Южный Федеральный округ, в Центр и на Север-по декларациям была Литва.
Еще один пример. В Питере хорошо знают концерн Несте. Несколько лет назад, Несте закрыл свой супер современный завод и перенес производство на OEM завод в Голландию!
Небольшой секрет Голландии и Бельгии. Антверпен и Роттердам - крупнейшие порты в мире.
Как я говорил, что на 4-5 заводов в Германии -только Голландцы имеют не меньше 5 и столько же в Бельгии. Здесь огромное разнообразие сырья и самая низкая себестоимость.
Самый важный момент влияния на качество масла - запрос владельца бренда!
Что посеешь, то и пожнешь.
Все наверное знают такой частный бренд Mannol. В конце 90-х казахский немец, подзаработавший на спирте Ройал решил посвятить себя новой теме- создать недорогой Бренд моторных масел для России. Фирму зарегистрировал в Германии, а производство разместил на известном Бельгийском OEM заводе Wolf.
В 2000 я был на этом заводе с журналистами 5 колеса и последние задали техническому директору Вольфа провокационный вопрос: почему они, умеющие делать хорошие масла, для Маннола делают такие плохие? (В это время в России был скандал с "новейшим" маслом Маннол Арктик 5w30, которое замерзало даже при -18 и которое Маннол вернул Wolf почти на миллион долларов).
Этот вопрос вызвал большое волнение у руководства Wolf. А ларчик то просто открывался. Проблема в заданной себестоимости масла, так называемом бюджете.
Помните старый анекдот? Сара, почему у тебя всегда такой вкусный чай? Заварки жалеть не надо. :)
Так и в этом случае- бюджет масла был ниже 4 долларов за канистру 4 литра. А за такие деньги пришлось покупать минеральное базовое масло 3 поставщиков, и к сожалению оно за обычное время смешивания (30 минут) не смешалось между собой. Помните -масла -это прежде всего суп, где все работает в синергии.
Еще один пример.
Где то в начале 2000-х у Wolf один крупный заказчик отказался от уже заказанного масла и бельгийцы рассылали всем предложение купить у них "синтетическое" масло 5w40 по цене 1 евро за литр! 200000 литров, всего то. И как Вы думаете, где всплыло это масло? Догадались?
Койваннен ойл! Данным маслицем лихо приторговывали на границе в такс - фри магазине Финны, а некоторые счастливые Питерцы хвастались что "оторвали" настоящую Финскую синтетику (райсинговую синтетику Карл!) и всего то по 10,5 евро. (4л канистра)
Теперь немного о проблеме СТО.
Нужно понять, что СТО как правило не выбирает себе какое масло оно будет использовать. Этот сектор чисто коммерческий.
Например, мой коллега, представляющий когда то Shell в Южных регионах России рассказывал, что чтобы войти им в новую СТО, даже самую маленькую, Shell выделял в лизинг оборудование на 40000 евро (средняя СТО). Когда он уже составил заявку и по местной бюрокраической цепочке запустил в работу, оказалась что одна из СТО успела отказаться. Причина проста, поставщик Esso пронюхал, приехал к директору СТО и предложил то же самое но плюс комбинезоны :)
Банально, в Питере даже знакомые мне директора СТО , стыдливо опуская глаза говорили, что ни одна (!) СТО сейчас не заключит контракт на использование того или иного бренда без...конвертика директору в карман.
Так что выбор масла для СТО - вопрос .............., как Вам повезет...
Продолжение следует
[ http://cont.ws/post/184264]